Вообще-то он ёжкин кот. Но не тот кот, который живёт у некоего ежа, а тот, который в избушке Бабы-ёжки живёт. И совсем он не ругательный, а очень даже милый и удачу приносящий.
Эти дни я в Йошкар-Оле, в столице Республики Марий Эл. Я член жюри конкурса туристских видеороликов и фильмов "Диво России". "Йошкин кот" здесь повсюду, потому как он теперь созвучный Йошкар-Оле символ. И уже который день я нахожусь в состоянии тяжёлого когнитивного диссонанса, так как не могу понять, куда я попал. То ли в Амстердам, то ли в Венецию, то ли в тосканскую Сиену.
А всё дело в том, что ныне находящийся в местах не столь отдалённых бывший губернатор республики Леонид Маркелов разрешил за счёт бюджетных средств одну проблему скучных, безликих и малопривлекательных провинциальных городов и даже многих столиц республик. Очень часто даже в знаковых исторических местах показать гостям, а тем более искушённым туристам особо нечего. Вот я, к примеру, живу на два города – на Москву и на Тарусу (Калужская область). С Москвой всё понятно, а тихая Таруса похвастать впечатляющими достопримечательностями не может. Хотя здесь жили и поэт Заболоцкий, и писатель Паустовский, и разные именитые художники. Круглый год интеллигентные дамочки с широко раскрытыми поэтично-воодушевлёнными глазами устремляются в Тарусу, чтобы лицезреть места, где провела счастливые детские годы Марина Цветаева. Но только вот прикоснуться руками им почти не к чему. Могут только слушать экскурсовода ушами и верить ему на слово. Потому как от дома Цветаевых остался лишь фундамент, на котором в советское время устроили санаторную танцплощадку, да камень на берегу Оки с надписью "Здесь хотела бы лежать Марина Цветаева". Конечно, есть небольшой музей и памятник, но это уже всё позднее. Архитектура в Тарусе без изысков, это не Суздаль. Природа красива, но к делам человеческим она равнодушна.
А губернатор приволжской республики решил, что если город неказист, то надо просто построить новый. Очень он любил Италию. И любил живопись. А кто главные живописцы были? Правильно, итальянцы и фламандцы. И построили в Йошкар-Оле Национальную галерею по образу и подобию Дворца дожей в Венеции. На месте пустыря у мелкой речки – набережные Брюгге и Амстердам. Памятник Рембрандту не забыли поставить. Была в XVII веке небольшая крепостца, так теперь отгрохали полноценный красно-кирпичный Царевококшайский кремль, да такой, что в одном из иностранных журналов его с Московским перепутали! И стала ранее туристам не нужная Йошкар-Ола столицей российского селфи. А так как в Европу сейчас всё сложнее попасть, то можно приехать в Йошкар-Олу, сделать селфи на фоне голландских домиков, и все друзья, а особенно подруги, тебе обзавидуются. Мне могут возразить, что это всё китч и "новодел". Но ведь это красивый китч. И любой "новодел" со временем становится "неноводелом", и, если людям нравится, если люди получают эстетическое наслаждение от прогулок по необычному городу среди заволжских лесов, это прекрасно. По бывшему "новоделу" о нашем времени будут судить потомки. В конце концов, именно красивая и комфортная городская среда объединяет людей разных социальных групп – и миллионеров, и пенсионеров, которые каждый вечер приходят на набережную, где встречаются родная Россия и такая милая Европа без виз и противоречий.