Аналитики Bank of America, входящего в топ-4 заокеанских банков, в июле провели опрос "Самые большие вероятные риски для фондового рынка в июле 2023 года". Результаты опроса размещены на телеграм-канале "Финансы, экономика, биржа".
На первом месте по опасениям остаётся инфляция, которая заставляет центральные банки проводить "ястребиную" политику по поднятию ставок. Причём в этом месяце риск инфляции, по мнению управляющих, заметно вырос (с 36% в июне до 45% в июле). Кстати, на этой неделе и наш ЦБ в борьбе с российской инфляцией поднял ключевую ставку.
На втором месте среди рисков для глобальной экономики вообще и инвесторов в акции находится банковский кредитный кризис и риск глобальной рецессии, когда производства начнут сокращаться. На третьем месте – геополитические риски (Россия/Украина, Китай/Тайвань). На четвёртом месте – риск технологического пузыря и пузыря в искусственном интеллекте (ИИ): многие компании и инвесторы переоценивают сферу ИИ и накачивают эту отрасль деньгами, ожидая от неё излишней отдачи. И замыкает этот список системное кредитное событие, то есть риск банкротства крупного банка или даже нескольких.
Как рассказал Metro экономист Bloomberg Economics по России и Восточной Европе Александр Исаков, инфляция и высокий уровень процентных ставок действительно остаются самым крупным риском.
– Высокие ставки центральных банков в течение длительного времени являются первичным риском в том смысле, что они могут вызвать и усилить остальные риски. Так, высокие ставки усиливают вероятность кредитных событий, неплатежеспособности заёмщиков, а также риски переоценки активов – таких, как компании с большим потенциалом роста и доходов в будущем, но отрицательными результатами в краткосрочной перспективе.
Он обращает внимание, что геополитические события в контексте рисков находятся лишь на третьем месте, это связано с тем, что многие из них уже реализовались.
– Тем не менее распад зерновой сделки всё ещё может ускорить продовольственную инфляцию, что может быть чувствительным для стран с невысокими средними доходами.
Эксперт отмечает, что более реалистичным по отношению к резкому обострению в геополитике кажется риск фрагментации глобальной экономической системы – как торговли, так и финансовых рынков. То есть, распад глобальной экономики на политические блоки может снизить уровень жизни для всех.
Экономист Лазарь Бадалов говорит, что сегодня для мировой экономики, для западной финансовой системы политика Федеральной резервной системы США, Европейского центрального банка и Банка Англии, которая ужесточает кредитную политику и повышает процентные ставки, чревата тем, что может наступить дефолт многих местных банков.
– Так как экономика сильно базируется на кредитах, то с ростом ставок дорожают кредиты, могут начаться дефолты, могут начать банкротиться банки. Этот риск главный, он сохранится в 2023–2024 годах. Если рухнет финансовый рынок, то это приведёт к рецессии и сокращению экономики, так как именно банки кредитуют производство. Бадалов обращает внимание, что геополитические риски, связанные с санкциями, "разрывают логистические цепочки, замедляют рост экономики", а возможная финансово-экономическая буря в мировой экономике заденет нашу страну и её почувствуют обычные россияне.
– Если в мире случится кризис, то упадёт спрос на металлы, на энергоресурсы, экспорт России просядет, валютные доходы бюджета от экспорта упадут. Это ослабит рубль ещё сильнее и разгонит цены в магазинах в сторону увеличения.