О проекте
Это идея старая. Не моя, а Константина Эрнста. Мы сейчас в самом начале пути, только изучаем материалы. В идеале я бы хотел, чтобы это был арт-мейнстрим, художественная драма. Студия ЦОКС, объединённая студия "Ленфильма" и "Мосфильма" (на ней Эйзенштейн снимал "Ивана Грозного" в эвакуации во время Великой отечественной войны. – Прим.ред.), заработала с конца 1941 года, даже чуть раньше. Это была студия, где была невероятная концентрация талантов, гениев того времени. От Эрмлера и Козинцева до Эйзенштейна. Они тяжело жили, еды не было, и многие умерли от тифа. Но при этом снимали фильмы невероятной сложности. Снимали на студии, которая только что создана из ничего.
Почему Эйзенштейн?
– Эйзенштейн – один из самых значимых русских художников по восприятию в Китае, Японии, Америке за последние условно 200 лет. У нас есть литература – Достоевский, Чехов, Толстой, по которой нас знают. А в кино тот, кого знают, по кому работают киношколы, это, конечно, Эйзенштейн. Это грандиозная фигура и абсолютно трагическая. Человек, которому не давали снимать фильмы и в Советском Союзе, и в Америке. У него в Америке было несколько сценариев, которые были закрыты. Ему не позволяли продюсеры. Фильм, который он снимал в Мексике, был недоснят. В Советском Союзе был недоснят "Бежин луг", к примеру.
Подводные камни
– Источников много. Проблема в том, что не все книги отвечают на ряд вопросов, не везде точная датировка, много тайн. У Эйзенштейна была одна жена и ещё была женщина, которая с ним жила, у них были сложные взаимоотношения. Это сложное время, и надо почувствовать, как это сделать, постараться подойти с уважением, но художественно. Нет задачи быстренько, тяп-ляп сделать очередной сериал про известного, но мёртвого талантливого человека.
Про идею ремейков советских фильмов от Минпросвещения
– Я не вижу глупости в этой идее. Просто она была плохо сформулирована. Но сама по себе концепция по перепрочтению классики должна существовать. Понятно, что невозможно переснять "Девять дней одного года" Ромма или "Ватерлоо" Бондарчука. Если это могли бы сделать, то только Ромм и Бондарчук. Есть ли у нас люди, сопоставимые с ними? Не уверен. У нас, к сожалению, не все, кто переосмысляет классику, в состоянии это сделать.
– В истории нашей страны огромное количество великих людей, о которых ещё не снято кино. Алексей Герман, режиссёр
Молодое поколение
– Я думаю, что есть поколение, довольно способное, но меня немножко беспокоит, что оно оказывается в чрезмерных тисках быстрорастущей индустрии. Это талантливые люди, их много, они думают. И это поколение – условно 18–20– 25 лет – лучше, чем поколение постарше, с которым тяжело работать. Они поосознаннее, сконцентрированнее, поумнее. Но вот насколько они смогут себя реализовать в индустриальной системе русского кинематографа, я не знаю.
Темы для кино
– Я считаю, что у нас в стране было столько всего, о чём мы ещё не снимали, об этом можно говорить бесконечно. Начиная от истории развития космоса – первая фотография обратной стороны Луны, первая межпланетная станция "Венера-7", первый автоматический старт и доставка грунта с Луны и так далее и заканчивая прекрасными и сложными судьбами великих людей. У меня миллион идей.
О сказочном буме
– Он закончится когда-нибудь. У меня давно была написана питерская сказка про девочку из начала девяностых, к которой попадает артефакт, исполняющий желания. Хорошая сказка. У нас со сценаристом Еленой Киселёвой была заявка, но я посмотрел на то, что происходит, и понял, что, ну... попозже. Просто мне не все сказки нравятся, которые у нас сейчас снимают. Давайте честно скажем, пиксаровские мультики лучше, чем наши сказки. Это всё как-то провинциально.
Прогноз на завтра
– Сейчас многие фильмы к нам не попадают, у нас за- крыт рынок и будет ещё какое-то количество лет за- крыт. Но потом капиталисты, безусловно, будут стараться вернуться. Да, они вернутся на других условиях, да, надо будет вводить квотирование голливудских фильмов как в Китае. И когда они вернутся, мы увидим просадку большого количества русских проектов. Неизбежно. Мне кажется, что мы пропускаем момент перестройки нашего кинематографа технологического, интеллектуального, инновационного с точки зрения идеи. Сейчас как раз есть то время, когда можно подготовиться к конкуренции номер 2. Мне так кажется. Но я же не продюсер.