"Его драматургия имеет свою биографию": вспоминаем экранизации произведений Александра Вампилова

Сегодня пьесы Вампилова не сходят с театральных подмостков, а экранизации его произведений входят в золотой фонд советского кинематографа
"Его драматургия имеет свою биографию": вспоминаем экранизации произведений Александра Вампилова
Ленфильм
Олег Даль в роли Зилова из фильма "Отпуск в сентябре".

На заголовках к статье позитив, увы, заканчивается. 

В 2017 году поклонники творчества Олега Даля из Петрозаводска, где снимался фильм "Отпуск в сентябре" по пьесе Вампилова, предприняли попытку поставить памятник Зилову - главному герою пьесы, которого Даль сыграл в экранизации. Но воз и ныне там, вероятно, люди со средствами не проявили интереса к инициативе. Память великому актёру Далю тоже до сих пор не увековечена. 

Творчество Вампилова существовало вне идеологии, но слишком хорошо передавало удушливую атмосферу застоя, чтобы его произведения получили широкое распространение в эпоху советской цензуры и худсоветов. Стоит помнить, что именно худсоветы не давали широкую дорогу драматургу, которого мы сегодня называем "вторым Чеховым". 

Вампилов трагически погиб, не дожив два дня до своего тридцатипятилетия. Народный артист России Николай Чиндяйкин, сыгравший в 2017 году главную роль в пьесе Вампилова "Старший сын", на вопрос об уникальности его драматургии, ответил в интервью: “Она имеет свою собственную жизнь, свою биографию. Как проза признанных классиков, как картины великих художников”.

Вампилов не просто крупный писатель, мыслитель. Это невероятное событие в литературе. Человек многое не успел. Я даже не представляю, что было бы, доживи он хотя бы лет до 45.
Николай Чиндяйкин, народный артист России

Мы решили вспомнить лучшие экранизации произведений Вампилова, каждый кадр в которых наполнен тоскливым застойным духом. Сегодня, 19 августа, Вампилову исполнилось бы 85 лет. 

"Старший сын" (1975), режиссёр Виталий Мельников

Два раздолбая, один солнечный и противный (Михаил Боярский с усами и гитарой), другой умный и мрачный (Николай Караченцев в свитере американского хиппи, протестующего против системы), ночью опоздали на электричку в каком-то сонном болоте. В гостиницу не попасть (если она вообще есть), и они суются в незнакомую семью Сарафановых, сообщая главе семейства (великий Евгений Леонов в своей важнейшей роли), что один из них - его сын. А "этот папаша, святой человек" возьми и поверь.

Кадр из фильма “Старший сын”.
Ленфильм
Кадр из фильма “Старший сын”.

Хулиганская комедия превращается в лирическую драму, но это, так сказать, только технически. Иногда кажется, что это кино о смысле жизни, единственное в истории кинематографа ухитряющееся ответить, в чём он состоит. В чём-то столь же явственном и неуловимом, как солнечный свет, сочащийся в кадрах - на улице, где тихо-тихо гуляет осень и в обшарпанном доме Сарафановых сквозь форточку. 

Несмотря на убогий советский быт (режиссёр Мельников устроил квартиру Сарафановых не в павильоне, а в реальной питерской заброшке), это, может быть, самый воодушевляющий фильм в мире. Потому что, как говорит Сарафанов голосом Леонова (они тут, кажется, сливаются): “Жизнь мудрее нас, живущих и мудрствующих. Она милосердна”. И ты один раз в жизни - веришь.

"Отпуск в сентябре" (1979), режиссёр Виталий Мельников

Мужчина средних лет (феноменальный Олег Даль) просыпается с бодуна после отмечания новоселья. Выясняется, что отмечали так весело, что коллеги прислали ему похоронный венок, беременная жена (мучительно прекрасная, как обычно, Ирина Купченко) ушла, а любовница не берёт трубку. Дальше будет ещё веселее.

Кадр из фильма “Отпуск в сентябре”.
Ленфильм
Кадр из фильма “Отпуск в сентябре”.

По торжественно лёгшему на полку на 8 лет, до времён перестройки, шедевру тихого советского классика Мельникова, который, к сожалению, умер в марте 2022 года, понятно, почему Вампилова называют “вторым Чеховым”. Весь фильм - это какая-то экранизация строчки из “Дяди Вани: “Замечательный день сегодня. То ли чай пойти выпить, то ли повеситься...”

Даль гениален всегда, в принципе, но тут на него просто физически тяжело смотреть. Он сросся со своим Зиловым и, такое впечатление, что от этого Зилова и умер в 39 лет. От психофизики Даля “пляшет” всё кино.

Он был этой ролью одержим! Все дни и ночи в Петрозаводске он не переставал быть Зиловым. Он мог говорить о мелочах, шутить, отвлекаться, но он всё равно оставался Зиловым – как Зилов, тосковал, ждал отъезда на любимую утиную охоту и терзался неразрешимыми зиловскими проблемами.
Режиссёр фильма Виталий Мельников в книге “Жизнь. Кино”

Однако не одним Далем живёт экранизация "Утиной охоты". От застойной духоты тут трудно дышать, все устали от самих себя - умники, дураки и красивые женщины, и каждое застолье - похороны самих себя. Как писал поэт Губерман: “Живя в загадочной отчизне, из ночи в день десятки лет мы пьем за русский образ жизни, где образ есть, а жизни нет”.

Кадр из фильма “Отпуск в сентябре”.
Ленфильм
Кадр из фильма “Отпуск в сентябре”.

"Валентина" (1980), режиссёр Глеб Панфилов

Буфетчица из чайной (душераздирающая Дарья Михайлова) каждый день чинит палисадник, который постоянно ломают посетители заведения. Девушка влюблена в городского следователя (особенно холодно красивый здесь Родион Нахапетов), который пытался посадить сына чиновника, сбившего насмерть человека, и тем поломал себе всю карьеру. Буфетчица его раздражает. Между тем, её пытаются поделить между собой, как Ларису в "Бесприданнице", отвратительные местные мужчины. На всё это равнодушно взирает таёжная природа.

Кадр из фильма “Валентина”.
Мосфильм
Кадр из фильма “Валентина”.

В первом варианте пьесы Вампилова "Прошлым летом в Чулимске" таёжная природа с тем же безразличием взирала на финальное самоубийство главной героини. Панфилов пожалел зрителей, оставив её жить, но всё остальное пассивно-депрессивное оставил во всей красе. А еще снял свою жену Инну Чурикову в нехарактерной роли мерзкой и циничной тётки, хотя и не до конца утратившей приметы человеческого существа.

Инна Чурикова в фильме “Валентина”.
Мосфильм
Инна Чурикова в фильме “Валентина”.

Спустя многие годы при просмотре в первую очередь задумываешься о пресловутой цикличности. Коррумпированные чиновники, пьющие люди, безнадёга в глубинке…