Airbus A320 приземлился в поле: где ещё совершали успешные аварийные посадки самолёты

По следам чудесного экстренного приземления Airbus A320 в пшеничном поле Metro вспомнило самые громкие похожие истории
Airbus A320 приземлился в поле: где ещё совершали успешные аварийные посадки самолёты
Daniel Barry / Getty Images
Фото аваилайнера A320, который приводнился на Гудзоне в 2009 году.

Во вторник утром рейс U6-1383 следовал по маршруту Сочи – Омск. Как сообщал ТАСС, во время полёта диспетчеры получили сигнал тревоги от борта. Был запрос на экстренную посадку в Новосибирске. У самолёта возникли проблемы с гидравликой, экипаж посчитал, что при посадке на запасном аэродроме могут возникнуть проблемы с тормозами. Пришлось экстренно садиться в пшеничном поле – никто сильно не пострадал. Как писало Metro, заслуженный лётчик России Юрий Сытник счёл, что экипаж действовал неоднозначно, а также напомнил, что, по статистике, в таких ситуациях выживают 8 бортов из 10.

Но не раз происходили и чудесные спасения.

"Чудо на Неве"

Когда: 21 августа 1963 года
Число спасённых: 52 человека (45 пассажиров и 7 членов экипажа). Никто не пострадал.

Большеохтинский мост, который был чудом не задет.
Shutterstock
Большеохтинский мост, который был чудом не задет.

"Чудо на Неве” – именно так называют авиационную аварию 1963 года, которая закончилась благополучно для всех 60 лет назад. Авиалайнер Ту-124 (в народе “Тушка”) авиакомпании "Аэрофлот" тогда выполнял плановый регулярный рейс SU-366 по маршруту Таллин — Москва. 

Почти сразу после вылета из аэропорта Юлемисте (основной аэропорт в Эстонии) выяснилось, что со стойкой шасси проблемы – её заклинило. Вернуться в Таллин, чтобы разобраться с неполадкой, тоже не получилось из-за тумана. Пилоты принимают решение об экстренной посадке “на брюхо” в ленинградском Пулково.

В Ленинграде, получив экстренное сообщение от пилотов Ту-124, начали всерьёз готовиться. К полосе, которую выделили для экстренной посадки, подогнали пожарные машины, чтобы тушить самолёт, если начнётся пожар. Приехали кареты скорой помощи с бригадами во всеоружии – врачи готовились спасать людей.

Цифра
15
километров оставалось до Пулково

Экипаж самолёта тоже времени зря не терял. Во-первых, бортинженер прорубил дыру в полу кабины пилотов и попытался поправить не до конца выпущенную переднюю стойку шасси. Но всё было безуспешно. Во-вторых, пилоты начали кружить над городом, чтобы выпустить топливо и минимизировать риск взрыва при посадке.

В какой-то момент, когда приборы показывали на достаточное количество топлива, заглох двигатель. Ту-124 разрешают лететь к Пулково напрямую, прямо над городом. Почти над Исаакиевским собором у самолёта заглох и второй двигатель. Ту-124 начал стремительно терять высоту. О приземлении в Пулково, до которого оставалось около 15 километров, нечего было и говорить.

Молодые лётчики Виктор Мостовой (30 лет) и Василий Чеченев (34 года) понимают, что ещё немного – и самолёт рухнет прямо на жилые кварталы. Поэтому они принимают решение сажать самолёт прямо на Неву. Сказать, что это было тяжелейшая задача, – не сказать ничего. Чтобы приводнить судно, нужно, чтобы самолёт сначала коснулся воды хвостом, и лишь потом нужно плавно опускать нос на воду. Проблемой конкретно этой ситуации было ещё и то, что приводнить самолёт нужно было не в открытом море или океане, а в узкой реке.

У Мостового и Чеченева получилось совершить это чудо. Пролетев в 30 метрах над Большеохтинским мостом, Ту-124 сел почти по правилам: сначала – хвост, потом – "тело". На помощь тут же подоспело паровое судно, которое помогло отбуксировать самолёт к причалу завода "Северный пресс". Там принимать пассажиров и членов экипажа уже готовились спасательные плоты. Всех людей удалось эвакуировать.

Джакартский инцидент

Когда: 24 июня 1982 года
Число спасённых: 263 человека (248 пассажиров и 15 членов экипажа). Никто не пострадал.

Извержение вулкана Галунггунг в 1982 году.
Public Domain
Извержение вулкана Галунггунг в 1982 году.

24 июня 1982 года авиалайнер Boeing 747, который летел из Куала-Лумпура (Малайзия) в Перт (Австралия), пролетел сквозь облако вулканического пепла (хорошо видно на фото). Оно возникло из-за извержения вулкана Галунггунг, который расположен на западе острова Ява. 

Экипаж и пассажиры сначала ничего не заметили, хотя все двигатели самолёта быстро засорились частицами пепла. Они быстро расплавились и облепили их, не давая двигаться. 

Через некоторое время в салон проник запах дыма и серы (деятельность вулкана сопровождалась выбросами раскалённых серных соединений), а пилоты заметили огни святого Эльма (оптическое явление в атмосфере, выглядящее как разряды в форме пучков и кисточек света). Экипаж быстро смекнул, что это точно была точно не гроза, командир заподозрил что-то неладное и попросил пассажиров пристегнуть ремни. Почти сразу после того, как загорелось соответствующее табло, один за другим у самолёта отказали все четыре двигателя. Лишившись их тяги, самолёт начал терять высоту. Boeing 747-200 устроен так, что на протяжении каждых 15 километров теряет около 1 км высоты. Проведя нехитрые расчёты, пилоты поняли: у них есть около 23 минут и 167 километров, прежде чем самолёт встретится с землёй. 

Цифра
7,3
километра – такая высота нужна была, чтобы преодолеть кризис

Однако до этого предстояло ещё преодолеть горы на южном побережье Явы. Делать это нужно было на высоте 3500 метров. Пилоты решили, что если этой высоты не будет, придётся совершить аварийную посадку в Индийском океане, что впредь, конечно, никогда не совершалось и даже не отрабатывалось на тренажёрах.

В то время как пилоты пытались успокоить пассажиров, заявив о "небольших проблемах с остановившимися двигателями" и извинившись за "возможно предоставленные неудобства", бортинженер и второй пилот не щадя себя пытались запустить двигатели. Но те не поддавались. Позже сообщение, с которым пилоты обратились к людям, сами они назовут "шедевральным преуменьшением". 

Когда лайнер достиг очень малой высоты в 4,1 км, экипаж встал перед выбором: пытаться пролететь над горами или всё-таки совершать посадку в океане. Оба варианта развития событий граничили с фатальностью. И именно в этот момент, когда экипаж не знал, что выбрать, второй пилот и бортинженер всё-таки смогли "оживить" четвёртый двигатель. Через несколько минут "воскрес" и третий. Работа двух из четырёх двигателей позволила самолёту набрать высоту, и через несколько минут запустились два основных двигателя. Делать мучительный выбор не пришлось, и командир решил лететь над горами – самолёт набрал высоту 7,3 км, что было приемлемо. 

Но если вы думали, что на этом проблемы закончились, вы ошибётесь. Перед посадкой экипаж самолёта обнаружил, что лобовое стекло потеряло прозрачность из-за пепла, а потому приземлить самолёт стало той ещё задачей. Посадка по приборам стала тоже невозможной, так как система автоматического привода оказалась повреждена. Пилотам пришлось сажать самолёт, ориентируясь на два крошечных места на лобовом стекле, оставшихся прозрачными.

Несмотря на все эти трудности, самолёт удалось благополучно посадить в аэропорту Джакарты. К счастью, никто не пострадал.

Ещё один боинг над вулканом 

Когда: 15 декабря 1989 года
Число спасённых: 245 человек. Никто из людей не пострадал.

Вулкан Редаут.
Shutterstock
Вулкан Редаут.

Авиалайнер Boeing 747-406M авиакомпании KLM летел по сложному маршруту Амстердам (Нидерланды) — Анкоридж (США) — Токио (Япония). Всё шло по плану, однако во время снижения к аэропорту Анкориджа, расположенном на гористой Аляске, судно попало в плотное облако вулканического пепла, образованного внезапно проснувшимся вулканом Редаут. Из-за этого все четыре двигателя судна отказали. Капитан корабля Карл ван дер Эльст попробовал перезапустить их, но это удалось сделать лишь спустя несколько попыток.

Всё закончилось хорошо: пилотам удалось восстановить работу двигателей и посадить самолёт в Анкоридже. Однако без жертв всё-таки не обошлось: находившиеся в грузовом отсеке восемь птиц и три черепахи погибли.

"Чудо на Гудзоне"

Когда: 15 января 2009 года
Число спасённых: 155 человек (150 пассажиров и 5 членов экипажа). 83 пассажира получили ранения: 5 – серьёзные, 78 – незначительные.

Посаженный на Гудзон самолёт.
Chris McGrath / Getty
Посаженный на Гудзон самолёт.
Самолёт напротив Манхэттена.
Chris McGrath / Getty Images
Самолёт напротив Манхэттена.

Ещё одно чудо в истории авиационных аварий произошло в США. Рейс AWE 1549 вылетел из Нью-Йорка после обеда, в половине четвёртого вечера. Спустя уже полторы минуты командир воздушного судна вслух заметил, что в двигатель попали казарки – птицы. К этому времени самолёт уже успел набрать высоту 975 метров. Буквально спустя секунду после замечания пилота была зафиксирована остановка обоих двигателей. Самолёт подал сигнал бедствия.

Пилотам удалось развернуть на юг самолёт, который изначально взлетал на север, и ювелирно спланировать над рекой Гудзон, протекающей в Нью-Йорке. Как и в случае с приводнением на Неву, пилоты столкнулись с опасностью в виде задетого моста. В Нью-Йорке этим объектом оказался мост Джорджа Вашингтона — автодорожный висячий мост. Однако пилотам удалось не задеть его и приводнить самолёт напротив 48-й улицы Манхэттена. Ещё одним чудом стало то, что тяжёлый заправленный самолёт не взорвался – топливо могло сдетонировать. 

Всего самолёт пробыл в воздухе не более 7 минут. Пассажиры вышли на крылья самолёта, которые служили сходнями. Людей забрали проходящие мимо катера.

Кукурузная посадка

Когда: 15 августа 2019 года
Число спасённых: 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа). 74 получили травмы различной степени тяжести.

Самолет Airbus А321 авиакомпании "Уральские авиалинии" в кукурузном поле в районе деревни Рыбаки в Раменском районе Московской области.
Рамиль Ситдиков / © РИА "Новости"
Самолет Airbus А321 авиакомпании "Уральские авиалинии" в кукурузном поле в районе деревни Рыбаки в Раменском районе Московской области.

Рано утром 15 августа авиалайнер Airbus A321-211 авиакомпании "Уральские авиалинии" начал выполнять плановый рейс U6 178 по маршруту Москва — Симферополь. Однако уже через несколько секунд после вылета из аэропорта Жуковский судно столкнулось со стаей чаек. Они попали в воздухозаборники двигателей самолёта, что привело к повреждению обоих двигателей. Высота начала падать.

Экипаж решил, что необходима аварийная посадка. В качестве "полосы" выбрали кукурузное поле, которое было прямо по курсе. Перед приземлением пилоты отключили второй двигатель и не стали выпускать шасси. В итоге судно благополучно приземлилось возле деревни Рыбаки в Раменском районе Подмосковья. Как и в случае с посадкой на Гудзоне, чудом стало ещё и то, что не возникло пожара, несмотря на полные баки топлива. Некоторые эксперты предположили, что людям помогла кукуруза: скольжение самолёта по ней уменьшило риск пожара.

Огромная работа лежала ещё и на стюардах, которые помогли людям не паниковать, а потом спуститься по надувным трапам. После того как все выбрались из самолёта, люди окружили экипаж и принялись ему аплодировать.

Читайте также: