Представьте, вы оказались в глухой деревушке в одной из южных африканских стран, например в Бурунди. И вот, скользя по улочкам под палящим солнцем, вы вдруг замечаете, что объятия двух женщин, кажется, длятся уже целую вечность. Энергичная 85-летняя африканка обняла родственницу, которую не видела несколько месяцев, и задаёт ей вопросы в своеобразном стиле. Иногда в довольно мелодичной форме, как делали их предки.
– Как ты? Как поживает ваш муж? Как поживают дети? Как поживают ваши коровы? Вы в хороших отношениях со своими соседями? — ритмично продолжает спрашивать пожилая африканка.
Поздравляю, вы только что познакомились с аказехе — древним бурундийским и вообще африканским традиционным приветствием.
— Аказехе происходит от слова "мзехе" из языка суахили. Оно означает "старик", — рассказал Metro Манирагена Валенс, старший преподаватель СПбГУ. — Само аказехе значит "старинное приветствие". В Бурунди и в некоторых странах региона Великих Африканских озёр существовала и существует до сих пор традиция приветствовать друг друга таким образом. Между незнакомыми людьми приветствие вряд ли будет сильно отличаться от привычных нам коротких объятий. Но среди родственников оно может длиться очень и очень долго. Например, бабушка, обнимая своего внука, может успеть пожелать ему иметь много коров, много детей, найти хорошую жену, а также узнать, как дела у его родителей, и много чего ещё. Однако оно не всегда должно сопровождаться пением. Это лишь одна из его вариаций.
Сегодня некоторые специалисты бьют тревогу — аказехе оказалось под угрозой. При этом учёные придают традиции большое значение из-за роли в защите семей, особенно после кровавой гражданской войны. Благодаря аказехе родственники могут поделиться друг с другом своими проблемами и рассказать о самых сокровенных переживаниях.
Об этом, например, предупреждает учительница из Бурунди Аннунсиате Барагахорана. Свой рассказ журналистам из Associated Press она начала с того, что хотя и родилась вдали от мест, где практикуется аказехе, тоже "получила сполна". Её поразило, как женщины обнимали её и задавали вопросы в разной тональности во время поездок в другие регионы в детстве.
– Но я хотела, чтобы они поскорее закончили, даже если мне и говорили приятные слова, — с улыбкой призналась девушка.
Барагахорана уточнила, что опасается исчезновения этой традиции среди бурундийцев. Виною тому, по её словам, угрозы распространений инфекционных заболеваний.
— При возникновении эпидемий коронавируса, оспы, холеры или других болезней власти рекомендуют вообще избегать контактов с другими людьми, не то что здороваться, — объяснил Манирагена. — Люди начинают приветствовать знакомых на расстоянии, опасаясь заразить друг друга.
Также свой вклад вносит глобализация. Связи между родственниками угасают: современные африканские дети могут вообще не знать своих тётей и дядей. Где-то же они могут перенимать чужое поведение, отказываясь от долгих приветствий с объятиями. Многие бурундийские девушки выросли, ни разу не увидев аказехе вживую.
— Бывает, дети, которые росли в городе с рождения, не знают, как доят корову. И, видя молоко, они не знают, что это такое. Что уж говорить об аказехе.
Однако бить тревогу пока рано, уверяет Манирагена. Всё же вдали от крупных городов эта и другие традиции процветают и им ничего не угрожает.