45% россиян рассказали об абьюзе со стороны начальства. В прошлом году на это жаловались на 6% меньше. Чаще всего проявлениями насилия называли различные нарушения трудового законодательства (например, сверхурочная работа). 14% – приходилось выслушивать оскорбления, 13% – сталкивались с публичной критикой, ещё 13% – с психологическим давлением. 10% – приходилось выслушивать грубости, 9% – терпеть самодурство, а 4% опрошенных признались, что сталкивались на работе с угрозами и шантажом, 1% – с харассментом.
Также в список вошли такие пункты, как кумовство, сплетни, бессмысленные задачи. Так что из этого действительно считается абьюзом, а что нет? И как понять, когда стоит бить тревогу и дать отпор начальству?
Начнём с точного определения абьюзивных отношений. В работе учёных из Калифорнийского университета "Отчёты абьюзивных родителей о проблемах в поведении детей" их называют "отношениями, в которых партнёр нарушает личные границы другого человека, унижает, допускает жестокость в общении и действиях с целью подавления воли жертвы. В таком типе отношений жертва и агрессор не меняются местами".
В офисе абьюз проявляется выходом за рамки рабочих отношений. Эксперт по развитию и оценке компетенций Наталья Маслова приводит в пример историю о том, как один руководитель был недоволен результатами работы сотрудника, но он апеллировал не конкретным цифрами, а личными качествами подчинённого. Начальник унижал и оскорблял человека, оправдывая себя тем, что работник не справляется с задачами.
Насилие в рабочих отношениях – тема непростая. Наталья Маслова говорит, что часто происходит подмена понятий – порой сотрудники могут манипулировать коллективом и считать конфликтные рабочие моменты за насилие.
– Например, история с дедлайном, когда сотрудник не укладывается в срок. Или некачественно выполнена работа. Конечно, будут претензии и недовольство. Важно это понимать. Человек должен задать себе вопрос, почему им недовольны? Если претензии по делу и касаются только работы, то это, конечно, никакой не абьюз.
Абьюзивные отношения между боссом и его работником часто складываются в компаниях, где тип корпоративной культуры авторитарный. Там обычно ставят жёсткие условия и строгие дедлайны.
– Если начальство недовольно, то в такой компании могут использовать вербальное насилие, поскольку это свойственно именно авторитарному управлению. И такая форма общения входит в норму, люди привыкают к оскорблениям.
HR-специалист советует тем, кто с столкнулся с насилием на работе, фиксировать эти моменты. Тут важны факты и только факты – только не забывайте, что аудио- и видеосъёмка человека не разрешена без его согласия. И помните, что Трудовой кодекс на вашей стороне.
– Вы можете написать служебную записку и обратиться к HR-специалисту в вашей компании и дойти до "верхушки": вплоть до лица, принимающего решение в отношении человека, который вас оскорбляет.
Кроме вербального насилия есть более сложное – психологическое. Жертвы начальника-тирана могут впасть в депрессию. Им сложно описать причины своего состояния – человек себя чувствует растоптанным после, казалось бы, незначительного диалога с боссом. А тот, понимая, что не может в открытую начать конфликт и даже применить силу, использует пассивную агрессию: в ход идут насмешки, сарказм, игнорирование.
– Пассивную агрессию сложно доказать. Порой люди даже не понимают, что на них направлена агрессия, – всё обёрнуто в красивую деловую упаковку. Здесь понадобится помощь психолога или разговор с оппонентом – пассивную агрессию всегда нужно возвращать "отправителю". В этом случае я бы тоже посоветовала устроить встречу с HR-специалистом и агрессором, чтобы обсудить ситуацию.
Читайте также: Стрельба в офисе Wildberries: как этого можно было избежать