Случаются ситуации, когда пострадали многие, но ты оказываешься с бедой один на один. Сузим горизонт бедствий до финансовой сферы. А значит, может рухнуть банк, подняться цунами в мире экономики или кто ещё знает, что вдруг произойдёт именно на том поле, где вы ночью клад закопали.
В такой момент не грустить, а действовать требуется, но как и с кем? Поскольку мы стойкие – не один кризис за спиной, – напрашивается опыт недалёких предков: объединяться, как уже делали обиженные дольщики или вкладчики.
– "Вместе мы сила" – это выражение особенно актуально, когда дело касается финансового рынка, – считает Татьяна Волкова, сертифицированный финансовый консультант, инвестор. – Влияние обычного человека на него обусловлено психоэмоциональным аспектом. Например, если люди массово снимают деньги со счетов, они таким образом рушат финансовую систему. Подобную ситуацию мы наблюдали в марте, – напомнила она, – когда триллионы рублей были изъяты вкладчиками.
Положительный эффект от слаженных действий, по мнению эксперта, тоже возможен.
– И точно так же люди могут благоприятно воздействовать на финансовую систему, открывая депозиты и скупая активы на фондовых рынках, – продолжила Волкова. – Здесь всё логично: когда на рынке поднимается массовая заинтересованность к каким-то финансовым продуктам, их цена взлетает. Получается, что инициативная толпа совсем не олигархов оказывает прямое влияние на финансовый рынок – либо проявляя интерес, либо не проявляя.
Но Алёна Никитина, независимый финансовый эксперт, считает, что шансов у объединившихся мало.
– Только чтобы купить банк, надо потратить на юристов миллионов 20 долларов, – оценила без точных подсчётов эксперт.– Через акции тем более. Надо слишком большие суммы потратить.
Хотя теоретически, как напомнила Волкова, "после покупки акций на фондовом рынке они (акционеры) могут принимать решения о судьбе компании, участвовать в совете директоров и в голосовании, если купленная бумага это позволяет".
Алёна вспомнила и опыт, правда, фармкомпании, но вполне наглядно показывающий, что акции могут и не помочь.
– Надо слишком большие суммы потратить, если действовать через акции. Но даже если это и сделать, не факт, что они по банкротству смогут голосовать, – уточнила эксперт. – Не банк, но была похожая ситуация с фармой MNK. Несмотря на количество акций, которые могли голосовать, – они физически не смогли это сделать. Их просто проигнорировали.