Споры о том, нужно ли задавать младшим школьникам задания на дом, не утихают из года в год. Официально первоклассникам "домашку" не задают. На деле же получается, что отпрыски отчаянно зубрят стихи вроде "Осень. Сказочный чертог...", а родители ночью с фонариком ищут в парковой зоне каштаны и жёлуди. Радости этот процесс мало кому добавляет. В результате чем сложнее становится учёба, тем миссия усадить ребёнка за уроки становится всё труднее. Какие правила надо соблюдать родителям, чтобы дети активнее делали домашнее задание? Об этом Metro рассказала директор образовательного контента школы английского языка Novakid Эдриан Лэндри.
1. Ругать не надо
Вариации на тему "Не хочешь – заставим" надо отметать сразу, говорит эксперт.
– Психоаналитики не раз акцентировали внимание на том, что наша психика реагирует на стресс по принципу "бей, беги, замри (притворись мёртвым)". Правила поведения в обществе запрещают атаковать, да и сбежать "из-под кнута" невозможно. Остаётся лишь "притвориться ветошью" – свести к минимуму всю познавательную активность, впасть в ступор, – говорит Эдриан. – В состоянии замирания автоматически снижается концентрация внимания, а мозг, словно набитый ватой, просто отказывается работать. Какие уж тут уроки?
2. Хвалить тоже нужно правильно
Во взрослом мире поощрения достойна только законченная работа. Но ребёнка 7–11 лет важно хвалить за процесс. Более того, даже неудачные попытки на пути к успеху пропускать нельзя: дети нуждаются в процессном поощрении.
– Наши родители исповедовали постулаты "не перехвалить бы" или вовсе "хвалиться плохо". Их лучше не брать на вооружение: подобные установки деструктивны, – говорит эксперт. – Не откладывайте похвалу на потом. И всегда фиксируйте достижения ребёнка.
3. Сделайте учёбу интересной
Любому ребёнку проще прикладывать усилия там, где интересно. И одновременно ведущим видом деятельности для детей является игра. Из этих прописных истин и появилось такое модное направление в учебных методиках, как геймификация. Разработчики обучающих онлайн-платформ в сотрудничестве с методистами разрабатывают подачу знаний в "игровой упаковке". Анимированные комиксы, квизы, VR-экскурсии вызывают закономерный интерес. А за "домашку" в интерактивном формате дети и вовсе усаживаются без принуждения. Так что постарайтесь отыскать в Сети такие вот анимированные развлекательные уроки. Ребёнок на выходных будет играть и одновременно подтягивать успеваемость. Если же вдруг решите записать его на дополнительные занятия по тому или иному предмету, удостоверьтесь, что игровая форма подачи информации там тоже предусмотрена.
4. Важен индивидуальный подход
Трудно научиться чему-то, если не видишь в этом смысла. И вот тут важен индивидуальный подход. Например, если речь идёт об изучении иностранного языка, то кто-то из детей наверняка захочет смотреть соцсети любимого исполнителя. Дети постарше могут желать погрузиться во вселенные любимых персонажей из комиксов или сериалов. Если же у вас в семье растёт химик или физик, отведите его в специализированный кружок. Пусть реализует свои знания на практике. Тогда и учиться будет интереснее.
5. Введите соревновательный момент
– Со многими детьми хорошо работает соревновательный мотив. Недаром все эти "звёзды" и "кубки", практикуемые в играх и на онлайн-платформах, вызывают неподдельный восторг, – говорит эксперт. – Школьные задания можно подогнать под эту систему самостоятельно. Составьте "карту достижений" ребёнка. Отмечайте на ней, как продвинулись ваши сын или дочь в своих стараниях, и не скупитесь, наклеивая "звёзды" и "кубки".
6. Помните о пределе концентрации
Зачастую скандалы в процессе приготовления уроков связаны с тем, что кроха попросту устала. Родители, следуя принципу "Сделал дело – гуляй смело", стремятся одолеть в один присест с десяток упражнений по математике, русскому языку и окружающему миру заодно. Между тем даже подростки после получаса занятий начинают постепенно терять концентрацию внимания и отвлекаться. Что уж говорить о детях, которым в принципе тяжело усидеть на месте. Младшие школьники не в состоянии долго удерживать в поле внимания даже то, что им интересно.
– Идеальная продолжительность урока для детей 7–8 лет – 25 минут. После этого желательно уделить время двигательной активности, прежде чем вернуться за парту, – говорит Эдриан. – Так что находите время подвигаться в перерывах между упражнениями.
7. Научите не бояться оценок
– Зачастую дети теряют желание учиться из-за боязни схватить социально неодобряемую оценку. Согласитесь, делать уроки, опасаясь результата, весьма тревожно. К сожалению, мы никуда не денемся от пятибалльной системы, однако можем проработать с детьми отношение к ошибкам, – объясняет эксперт. – Важно объяснить своему ребёнку, что ошибки – это не просто нормально, но даже хорошо. Ведь на них учатся. Тут же можно рассказать о собственном школьном детстве. О том, как и у вас случались нелучшие оценки, однако вы всё равно потом выросли успешным человеком и хорошим родителем.