Бой стал первым для Дона Кинга как промоутера — он организовал первое титульное сражение супертяжей в Африке. В цикле "Поединки легенд" Metro вспоминает, как гениальный Али повалил несокрушимого.
В книге "Мой брат Мохаммед Али" Рахман Али писал: "Из всех поединков бой с Большим Джорджем был, наверное, самой жестокой проверкой. И не столько в физическом, сколько в психологическом плане, если учесть проведённую подготовку и цену, которую пришлось заплатить обоим".
Путь чемпиона
Джордж Форман расправлялся с соперниками так, будто их защита была из картона. До чемпионского поединка против Джо Фрейзера бывший чернорабочий победил 37 раз — почти одними нокаутами. Однако все эксперты думали, что Дымящийся Джо, который побил самого Мохаммеда Али, станет для Формана непреодолимым препятствием, хотя Большой Джордж заметно превосходил Фрейзера по габаритам. Реальность шокировала — чемпион шесть раз побывал в нокдауне! Форман избивал Фрейзера играючи, казалось, выйди на ринг сразу несколько Фрейзеров, и те бы не справились с Большим Джорджем. После боя Джо сказал, что ощущал себя так, словно попал под грузовик. Об этом бое Metro подробно писало в цикле "Поединок легенд".
Избив затем Хосе Романа и Кена Нортона, Форман наконец вспомнил про экс-чемпиона Али. Величайший как раз заявил о себе, победив в матче-реванше Джо Фрейзера, пусть и в равном поединке.
Промоутер Дон Кинг долго обрабатывал Формана, уговаривая его провести бой с Али в столице Заира Киншасе, где тогда правил Мобуту Сесе Секо (ходили слухи, будто вождь скармливал своих врагов аллигаторам). И Форман согласился.
"Некоторые говорят, что я медленный, — сказал чемпион с лукавой улыбкой после лёгкой тренировки в Киншасе, — но я выполняю работу на ринге быстрее, чем большинство. Так что, возможно, я всё-таки быстрый".
Он собирался вырубить максимально быстро и Али.
Путь претендента
Али ещё считался грозной силой, хоть его знаменитая скорость на ринге упала. Ко времени боя в Киншасе болельщики потихоньку начали забывать, как он дважды расправился с громилой Сонни Листоном, которого считали неуязвимым. Это было связано с тем, что Али разрушил свой имидж непобедимого, проиграв Фрейзеру и Нортону, который сломал ему челюсть (обоих тот же Форман нокаутировал во втором раунде). И даже победный матч-реванш с Джо никого не убедил. Однако Али оставался номером один по раскрутке своих боёв. Он создавал в прессе иллюзию исключительности, громко заявляя, что расправится с Форманом. Вот только своему брату Рахману он сказал совсем другие слова: "Он слишком большой, слишком быстрый. Слишком молодой и слишком сильный. У меня нет шансов".
Помог фотограф Madison Square Garden Джордж Калински. Он заметил, что во время спаррингов Али позволял партнёрам бить его по голове и корпусу, причём вёл себя так, будто это были комариные укусы. Так Калински и придумал план на бой с Форманом — мол, пусть Джордж колотит Мохаммеда, а тот просто повиснет на канатах. А когда Форман выдохнется, Али возьмёт чемпиона тёпленьким.
"После 10 раундов Форман упадёт лицом вниз измождённым", — заявил Али прессе. И назвал соперника "мумией", боксёром без интеллекта.
Бой
Как писала газета New York Times, правительство Заира обеспечило боксёрам гонорар в размере 10 миллионов долларов (по 5 каждому). Это был первый в Африке поединок за титул чемпиона мира в супертяжёлом весе. Футбольный стадион Stade du 20 Mai посетило более 60 000 заирцев, несмотря на пекло.
Поначалу боксёры присматривались друг к другу, затем 32-летний Али прислонился к канатам и начал терпеть, а не порхать по рингу, как бабочка. У 25-летнего Большого Джорджа оказалось много энергии, но техника оставляла желать лучшего. "Джордж наносил удары по странной траектории. Действуя, как робот, он был предсказуем. А нехватку точности восполнял чудовищной силой", — вспоминал Рахман Али.
Да, Форман много промахивался, но, когда попадал, Али приходилось тяжко. Потом он вспоминал, что от пропущенных ударов у него начались галлюцинации.
В 8-м раунде, когда Форман снова полез в атаку, Мохаммед провёл стремительную комбинацию — и Форман оказался на полу. Драматург Норман Мейлер в своей книге "Бой" так описал этот эпизод: "Руки Формана разлетелись в стороны, как у человека, выпрыгнувшего из самолёта с парашютом. В этом скрюченном положении он попытался выйти к центру ринга. Всё это время он смотрел на Али без всякого гнева. И вот Форман начал вращаться, продолжая пялиться на Мохаммеда Али, затем опрокинулся, хотя очень этого не хотел".
После боя Мохаммед Али произнёс легендарные слова: "Закройте все рты и слушайте. Я сказал вам и всем критикам, что я — Величайший, когда победил Сонни Листона. И повторяю сегодня: я всё ещё Величайший. Больше никогда не говорите, что я буду побеждён".
Эпилог
Джордж Форман взял паузу на 15 месяцев, но вернулся и однажды даже стал самым пожилым чемпионом мира в истории. А в 2009-м он сказал: "Я не считаю Али лучшим боксёром всех времён, но он величайший человек, которого я когда-либо встречал".
К тому времени Али был разбит болезнью Паркинсона (кто знает, какой вклад в болезнь внесли пропущенные от Формана удары). Он с трудом говорил, еле шевелил руками. От человека, вселявшего в соперников ужас, не осталось и следа.
Но благодаря блестящей карьере и легендарной победе над Форманом его запомнили совсем другим — Величайшим.
Читайте также: