Имя Михаила Шуйдина связано с легендарным Юрием Никулиным. Их выступления проходили с неизменным успехом, а наличие их фамилий на афишах гарантировало аншлаг.
27 сентября Шуйдину исполнилось бы 100 лет. В честь юбилея в Росгосцирке состоялась торжественная церемония гашения почтовой карточки с изображением Михаила Шуйдина, которую специально выпустили к памятной дате.
Оказывается, его дебютное выступление прошло совсем не в цирке, а на вечере красноармейской самодеятельности весной 1943 года, о чём Шуйдин всегда вспоминал с особенной теплотой.
Он был не только артистом, но и героем: под клоунским гримом скрывались страшные ожоги, которые он получил во время Великой Отечественной войны. За заслуги его представили к званию Героя Советского Союза и наградили орденом Красной Звезды.
– Тогда он служил в танковых войсках, и в одном из боёв его подбили. Он долго не мог выбраться из танка, – рассказал Metro писатель Михаил Захарчук, который был близко знаком с Михаилом Шуйдиным. – Дядя Миша говорил мне, что пламя было настолько жарким, что притронуться к стенкам было невозможно, до такой степени они накалились. Тогда он чудом выбрался из огня, но обжёг лицо и руки, А на свои ранения он даже не обращал внимания! Не скрывал их, но и не гордился. Был очень скромным человеком.
13 раз подбивали танки, которыми управлял Михаил Шуйдин
По словам писателя, этот случай на передовой обрёл большую огласку, а сам Шуйдин стал легендой среди фронтовиков. Но свои военные достижения он геройством не считал. "Да какой там героизм, о чём ты говоришь! Такие подвиги, как у меня, ребята каждый божий день совершали. Если всем давать Героя Советского Союза – никаких наград и звёзд не напасёшься. Меня просто командир любил, вот и назначил для награды", – привёл его слова Михаил Захарчук.
Тяжёлое ранение не помешало Шуйдину вернуться к своей мечте – цирку. Он окончил цирковое училище и стал практически бессменным партнёром Юрия Никулина. Особенно популярным был номер с бревном, который от выступления к выступлению вызывал искренний смех у зрителей.
– Клоуна не сыграешь, если у тебя в душе нет этой цирковой нотки. И у дяди Миши была эта юморная струна, поэтому они с Никулиным и спелись, – рассказал писатель. – Более 30 лет они проработали вместе. Представьте себе! А ты попробуй три недели с кем-нибудь пробыть... А они не просто работали вместе, но и понимали друг друга без единого слова, без преувеличений! Когда я с ними был в одной гримёрке, они молча передавали друг другу грим, кисти и прочие принадлежности, – поделился воспоминаниями Михаил Захарчук.
Как рассказал Metro Максим Никулин, генеральный директор Московского цирка Никулина на Цветном бульваре, между двумя артистами никогда не было конфликтов, но Шуйдин был главнее.
– В легендарном клоунском дуэте с Никулиным Шуйдин был главным, и даже весь реквизит и технику для выступлений он делал сам, потому что был фрезеровщиком пятого разряда и до войны работал слесарем-лекальщиком на заводе, – рассказал Максим Никулин. – Когда он выходил на манеж, то всегда был первым и уже потом только звал партнёра: "Юрик, Юрик!" И тот выбегал такой недотёпистый. На манеже Шуйдин был доминантой, а Никулин был так, на подхвате.