24-й Московский международный фестиваль воздушных шаров прошёл в Экспоцентре

Команды профессиональных аэродизайнеров на протяжении трёх дней создавали гигантские фигуры, которым уготована страшная участь
24-й Московский международный фестиваль воздушных шаров прошёл в Экспоцентре
Анастасия Кочеткова
Легендарный российский учёный и один из его создателей – штаны Менделееву Александр создавал лично.

– Завтра мы сами подойдём и лопнем наши же скульптуры... Мазохизм! – объясняет суровые обычаи демонтажа конкурсных работ Елена Раскопова, аэродизайнер с 18-летним стажем.

Работа её команды – "Легенда о тигре" – одна из самых популярных локаций для съёмок. Посетители с удивлением осматривают конструкцию: технарей интересует, из чего сделан каркас, гуманитариев – история, которую рассказывает скульптура. "Сокровища России" – такова тематика фестиваля этого года. 

– Матрёшка, медведь, Чебурашка – мы начали накидывать идеи за несколько месяцев, но главное слово осталось за капитаном команды. Выбрали нашего тигра, с которым связана легенда о добром волшебнике, – делится Елена. 

То ли масштабу работ, то ли вездесущему запаху латекса от шариков удивляется репортёр Metro.
Анастасия Кочеткова
То ли масштабу работ, то ли вездесущему запаху латекса от шариков удивляется репортёр Metro.

Дизайнер не тратит времени зря и, рассказывая, параллельно продолжает собирать детали для следующей работы – вставляет монеты внутрь длинного шарика и после каждой из них завязывает узелок. 

– В инструментах мы не ограничены. В шарик можно поместить любой предмет, но всего в скульптуре может быть только 10–15% подручных материалов, основа – это шары. 

От этих слов диковинные детали хочется разглядывать ещё пристальнее, чтобы понять, на каких законах физики они держатся, но мастерица секретов своей технологии не выдаёт. 

– Пол тоже из шаров! – проходящая рядом девушка наклоняется к основанию воздушной фигуры Петра I и прикасается к деталям еле дыша (острые ногти – определённый фактор риска на фестивале, где всем экспонатам грозит неминуемая гибель от одного неловкого движения). 

Суровый Пётр I, выполненный из воздушных шаров.
Анастасия Кочеткова
Суровый Пётр I, выполненный из воздушных шаров.
"У аэродизайнеров свой лексикон: сам процесс – шаростройка, люди – шаронутые, а пуцки – это хвостики шаров".
Валентина Карпова, организатор фестиваля

Олимпийский мишка, лиса Патрикеевна, Лукоморье и крутящаяся  в открытой музыкальной шкатулке балерина – с каждой новой скульптурой тематика фестиваля раскрывается всё многограннее. Апогеем удивления всех посетителей становится спящий Дмитрий Менделеев высотой в два человеческих роста. Он комфортно располагается в зелёном кресле, а вокруг него – полным-полно прозрачных шаров (их аэродизайнеры называют баблсами), изображающих молекулы химических веществ: углерод, мышьяк, бром, азот и фермий. 

– Наша команда уже была абсолютным чемпионом, – объявляет не лишённый скромности Александр Толстокоров, один из создателей воздушного учёного. – А после этого проигрывали неоднократно, так что шансы на победу неоднозначные. 

Недалеко от Менделеева стоит один из его конкурентов – гигантский медведь с богатым внутренним миром. 

– Работа называется "Хозяин тайги", – объясняет капитан команды "Сказочный мир" Алёна Погодина. – Мы хотели показать медведя с лесом в душе. Изначально, по моим подсчётам, на него должно было уйти 1100 шариков-шерстинок, но их хватило только на половину мишки. Поэтому можно смело сказать, что в нём их 2500. 

В душе этого медведя находится лес – его родной дом. Именно эта фигура победила в номинации "Большая скульптура" на фестивале.
Анастасия Кочеткова
В душе этого медведя находится лес – его родной дом. Именно эта фигура победила в номинации "Большая скульптура" на фестивале.
Богатый внутренний мир в деталях.
Анастасия Кочеткова
Богатый внутренний мир в деталях.

Алёна тоже не отвлекается от работы и сосредоточенно скручивает шарики в рукав платья. Одна из самых ярких номинаций фестиваля – костюм из воздушных шаров, в них во время финала модели будут дефилировать по подиуму. 

– Мы решили повторить знаменитое платье модели Анны Линниковой, в котором она победила на конкурсе "Мисс Россия – 2022". Этот наряд изображал корону Российской империи. 

К сожалению, у всех изысканных воздушных костюмов та же незавидная судьба, что и у скульптур, – "я тебя породил, я тебя и убью". Как жаль, что всё прекрасное недолговечно! 

3 вопроса о фестивале

Валентина Карпова, организатор  международного фестиваля воздушных шаров.
Анастасия Кочеткова
Валентина Карпова, организатор международного фестиваля воздушных шаров.

По каким критериям оценивается работа-победитель в номинации "Большая скульптура"? 

– Новизна, креативность, гармоничность, также очень важна техничность, то есть насколько аккуратно всё сплетено. Жюри рассматривает скульптуры чуть ли не под лупой. Но при этом бывают случаи, когда работа сделана идеально, не подкопаешься, очень чисто, а ты смотришь в глаза и понимаешь – нет души. Объект искусства в первую очередь должен вызывать эмоцию.  

Что ждёт победителей фестиваля?  

– Титул чемпиона России по аэродизайну, подарки от спонсоров, а также денежный приз. Но, пожалуй, главное – это признание. Как в сообществе, так и среди обычных людей, которым можно продавать свои работы и помогать организовывать ивенты.  

Есть ли в России всемирно признанные аэродизайнеры? 

– У ведущего итальянского производителя шаров по всему миру примерно 10 амбассадоров, так вот трое из них – в России. Это ли не уровень? Один из наших аэродизайнеров обслуживает 70–80% популярной российской эстрады, продаёт свои работы футболистам и артистам, например, недавно делал скульптуры для Александра Реввы.