Сегодня исполняется 215 лет со дня рождения великого русского писателя, гениального мастера сатиры и юмора Николая Васильевича Гоголя. Одним из ярчайших произведений автора является "Ревизор" и его герой Хлестаков.
Владислав Миллер. Театр О. Табакова
– Наш спектакль выполнен в классической форме. Но художник по костюмам Мария Боровская создала осовремененный внешний вид Хлестакова. У него брюки чинос – подвёрнутые, пиджак обязательно мятый, небрежный такой, модный блейзер, кофта из "Зары". Ещё изначально были лоферы, но, так как я выполняю достаточно сложные трюки в спектакле, их заменили на туфли. И всё это потому, что Иван Александрович Хлестаков, человек из Петербурга, должен быть одет с иголочки. Более того, он должен значительно отличаться от чиновников города N. Так что костюмы остальных героев выполнены в более классической форме.
Человек-воздух
– У Гоголя есть прекрасная фраза про то, что у Хлестакова лёгкость в мыслях необыкновенная. И вот эта лёгкость не только в мыслях, но и в теле. И мы придумали, что наш Хлестаков – это человек-воздух. У нас он ходит по перилам, по стенам, прыгает, делает разные гимнастические элементы, которые не просто гимнастика, – это отражают его слова, его положение в обществе, его враньё.
Грудь дочери Городничего
– Не могу сказать, что я видел очень много Хлестаковых. Но честно скажу, что у каждого увиденного я чтото для себя, не побоюсь этого слова, украл, что-то взял. Вот, например, у нас Хлестаков взбивает грудь дочери Городничего как подушку. А это придумал когда-то Олег Павлович Табаков, а я просто прочитал об этом, попробовал и до сих пор уже вот 5 лет это делаю. Я очень много читал о Михаиле Александровиче Чехове, который играл гениально Хлестакова и является, наверное, эталоном Хлестакова в русском драматическом театре. Например, мне очень нравится история с эпизодом про арбуз, который у Гоголя стоил 700 рублей, и Чехов не знал, как это точно передать. И он придумал потрясающий, просто гениальный жест, где показывал арбуз квадратным. Я тоже использовал этот приём некоторое время. А потом Владимир Львович Машков придумал ещё более подходящую под наш спектакль историю – за арбуз за 700 рублей мы выдаём ягоду винограда, чиновники в шоке, зал хохочет.
Никита Шайдаров. Малый театр
– Я учился на четвёртом курсе театрального училища, и было непонятно, в какой театр меня возьмут. И в один прекрасный день вдруг мне звонок: "Здравствуй, Никита, тебя беспокоят из Малого театра. Вот Юрий Мефодьевич Соломин жалует тебе роль мирового репертуара". Я сначала решил, что надо мной шутят, разыгрывают. Потом подумал, что дают слугу, наверное, какого-нибудь. Просто хорошая роль в хорошей пьесе – ну а что могут дать студенту? И вдруг мне говорят: "Хлестаков в "Ревизоре", и я запищал на всю аудиторию. Тогда, я помню, так визжал, просто в трубку кричал: "Это правда?! Это правда?!" Это был самый большой подарок, который можно было бы только желать в актёрской судьбе молодого артиста. Притом что от моего мастера, моего кумира, человека, который просто благословил меня и открыл мне дорогу. Ценнее и драгоценнее этого у меня ничего не было и, думаю, не будет.
Накаркали
– Кстати, когда я ещё учился в школе и нас брали в театральный вуз, мне все говорили: "Когда-нибудь ты, наверное, будешь играть Хлестакова. Ты на него похож". А я думал, что никогда не буду, потому что мне казалось, что это безумно сложно и непонятно, что у меня не хватает той лёгкости, которая есть у этого персонажа. И вообще, у меня мозгов не хватает для этого и таланта. А потом я начал читать тексты, ходил, смотрел спектакль, который идёт в театре. Но записи других спектаклей я очень боялся смотреть, потому что не хотел перенять что-то чужое.
В ученье трудно...
– Я помню, когда пришёл на первую репетицию с Юрием Мефодьевичем. Мы порепетировали, выстроили рисунок. В общем, что-то как-то я там играл, он посмотрел и сказал: "Забудь всё, что ты сейчас сделал. Давай по новой". И мы начали с ним работать. Это были самые счастливые репетиции. Я просто чувствовал себя в такой безопасности, в такой любви. И после этих репетиций я уходил с ощущением, что я что-то могу, и мне хотелось репетировать ещё и ещё. ...легко в бою – Когда первый раз шёл на сцену, дико боялся. Я даже не хотел идти. Я думал: "Ну всё, пусть снимают меня, не выйду, не выйду даже на сцену, скажу, что не справлюсь". И помню, иду, а он меня остановил и спросил: "Ты боишься?" Я говорю – боюсь. И он говорит: "Иди". И я пошёл играть.
Русский Ваня
– Я вообще считаю, что нет какой-то идеальной формулы, как сыграть Хлестакова, потому что это такой живой персонаж, такая феерия в этой пьесе. И когда мне говорят, что он шулер, обманщик, я говорю – нет! Потому что, если бы он был шулером и обманщиком, у него бы ничего не получилось. Его бы раскусили, и было бы неинтересно. А ведь он цепляет своей непосредственностью, как писал Гоголь, главное – чистосердечие. Он абсолютно искренне просит деньги. А почему нет? Он хочет есть, потому что привык, что его кормят. Очевидно, что он избалован. И имя-то у него какое – Ваня. Это в Питере он Иван Александрович, а так он Ваня, русский Ваня.
Не стать Хлестаковым в жизни
– Добавлял ли я что-то от себя? Конечно, добавлял, потому что ни для кого не секрет, что в каждую из своих ролей актёр вкладывает частичку себя. Я иногда капризный бываю, честно скажу, иногда с таким напускным гонорком. И это, как и у Хлестакова, от своей какой-то, возможно, внутренней неуверенности, от своей жалкости, от понимания, что он пустоватый. Вы не поверите, я, когда сыграл эту роль, стал за собой замечать, что, когда приходил в какой-то магазинчик на гастролях или ресторанчик, у меня включалось "Я же артист, а ты официант!". Но я себя сразу ловлю и понимаю, что это сейчас говорю не я, Никита, а говорит мой персонаж, и от этого, конечно, нужно себя оберегать.
Павел Степанов. Театр "Сфера"
– Конечно, я безумно обрадовался, когда увидел распределение на стенде информации в нашем театре. Тем более что "Ревизора" должен был ставить Сергей Сергеевич Виноградов, с которым до этого мы уже работали над "Лесом" Островского. Я чувствовал, что у меня прямо чешутся ладошки от предвкушения.
Чтобы пазл сошёлся
– К моему финальному Хлестакову бы ла довольно долгая и сложная, но интересная дорожка. У меня, конечно, он далеко не сразу получался, и, наверное, только уже на финишной прямой, в буквально последнюю неделю до выпуска, я начал понимать без помощи режиссёра, какие ставить себе манки, колышки, по которым я буду ориентироваться и как я буду играть. Иногда для артиста хватает одной фразы, сказанной режиссёром, чтобы роль встала на место. И необязательно даже режиссёром. Ты можешь где-то подсмотреть – в кино или за каким-то человеком, увидеть что-то и подумать. И вот оно – всё сложилось, и пазл сошёлся, но не за другими Хлестаковыми. Я это очень не люблю и стараюсь, когда работаю над какой-то ролью, никогда не смотреть специально спектакли в других театрах, не смотреть кино. Может быть, это неправильно, но у каждого свой подход опять же. Я как-то люблю абстрагироваться и всё-таки делать своё. Это потом уже мне любопытно посмотреть на других.
Об актуальности Хлестакова и Хлестакове в себе
– Все персонажи "Ревизора" настолько филигранные, что они актуальны в любую эпоху и в них можно узнать черты своего соседа, если не соседа, то человека из телевизора. Мне сложно сказать, есть ли у меня с ним что-то общее, но, скорее, наверное, нет. Мой Хлестаков – это человек, пользующийся тем, что он попал в такую ситуацию, а не создающий её. Я не играю мошенника, я играю человека, который блефует. Он картёжник, и у него пошло, и он наслаждается этим, но без злого умысла. То есть он не разбойник, он случайно попал в эту ситуацию, сам ошарашен этим. И ему безумно нравится, как это происходит. И хочется, чтобы он был таким позитивным, хотя бы отчасти, героем.
Роль Хлестакова довелось сыграть многим великим артистам
Вспоминаем некоторых из них
1836 год. Николай Дюр и Дмитрий Ленский
Практически одновременно: 19 апреля 1836 года в Александринском и 6 июня в Малом состоялись первые представления комедии Н. В. Гоголя "Ревизор". Первоначально замысел пьесы не был полностью понят актёрами-исполнителями, привыкшими играть на сцене водевили, и слово “комедия” они восприняли слишком буквально. Гоголь был расстроен такой трактовкой пьесы и образов действующих лиц. Сразу после премьеры в Петербурге он записал в своём дневнике: "Главная роль пропала… Дюр ни на волос не понял, что такое Хлестаков. Хлестаков сделался чем-то вроде… целой шеренги водевильных шалунов…" Писатель настолько тяжело воспринял непонимание пьесы петербургскими актёрами, что на московскую премьеру с Ленским приехать отказался.
С 1877 года. Михаил Садовский
Актёр выступил в роли Хлестакова в Малом театре в 1877 году. Он уходил от изображения водевильного шалуна и следовал требованиям Гоголя, шёл от раскрытия внутреннего психологического существа характера героя, того, что Гоголь называл душой роли. Хлестаков у Садовского был пустой человек, дрянной и ничтожный. Игра актёра была необыкновенно естественной, искренней и непринуждённой.
С 1921 года. Михаил Чехов
В декабре 1920 года К. С. Станиславский начал репетиции с Чеховым-Хлестаковым, а 8 октября 1921 года состоялась премьера. Во МХАТе были созданы красочные, очень "гоголевские" декорации и костюмы, в которых за яркой и грубоватой провинциальной претенциозностью читалась тонкая авторская ирония. Во МХАТе спектакль прошёл 52 раза. Чехов с неизменным успехом играл эту роль шесть лет и гастролировал по городам России.
С 1938 года. Игорь Ильинский
Отношение к пьесе Гоголя у Игоря Ильинского было особое – именно Хлестаковым дебютировал он в 1938 году на сцене Малого театра и играл эту роль уникально. "Бок о бок с "Ревизором" он провёл в Малом театре четверть века и считал эту пьесу живой, действенной и в наше время. Ильинский говорил, что Хлестаков кажется ему «шкодливым щенком без всякого соображения", – вспоминал о нём Юрий Соломин.
С 1964 года. Юрий Соломин
Роль Хлестакова предложил Соломину Ильинский, взявшийся сам ставить "Ревизора" на сцене Малого. “Я играл Хлестакова по-своему. Например, мне не казалось, что он "без царя в голове". Просто у него мысли перескакивали с одного на другое. Он порхал по жизни, нимало не беспокоясь, что с ним будет завтра, и решительно не помня того, что с ним произошло вчера", – писал Соломин в своих мемуарах. Он вспоминал, как долго у него не получалось первое появление голодного Хлестакова и как помог случай. Однажды он сам, голодный и уставший, ехал в переполненном автобусе, сжимая бутылочку с молоком для маленькой дочки, и, увидев в окне своё жалкое отражение, понял: вот он – Хлестаков!
С 1967 года. Вячеслав Невинный
Вскоре после прихода во МХАТ Невинный набрался смелости и попросился на роль Хлестакова в пьесе "Ревизор" у режиссёра Михаила Кедрова. Тот согласился попробовать молодого актёра. В спектакле Невинный был занят вместе с великими актёрами старшего поколения – Грибовым, Яншиным, Белокуровым, Андровской, которые тепло приняли молодого артиста. Позже Невинный и сам ставил спектакль "Ревизор", возобновлённый в 1977 году.
1968 год. Олег Табаков
Первый раз Табаков сыграл три сцены из "Ревизора" ещё в Школе-студии МХАТ и тут же услышал, как одна зрительница громко сказала другой: "Чехов! Михаил Александрович…" В начале 1968-го Табаков сыграл Хлестакова в пражском театре "Чиногерны клуб". Спектакль был необыкновенно успешным: его давали 24 раза подряд и постановку посмотрело даже чешское правительство.
С 1972 года. Андрей Миронов
В гротескном, ярком и шумном мире героев "Ревизора" в постановке Валентина Плучека на сцене Театра сатиры образ жеманника Хлестакова воплотил Андрей Миронов. Поначалу немного растерянный, затем его герой летит как мотылёк, ни о чём другом не думая, кроме карт, денег и балов. Но в подсознательной мимике его лица скользит тень печали как вопрос: отчего всё так?