Европейская служба по изменению климата Copernicus (CCCS), Всемирная метеорологическая организация (WMO) и Национальное управление океанических и атмосферных исследований США (NOAA) совместно заявили, что 2023 год оказался самым жарким за историю наблюдений. Данные превзошли предыдущий максимум, зафиксированный в 2016 году. Они указывают на резкий скачок средних температур по всему миру.
CCCS и WMO сообщили, что в 2023-м было на 1,48 °C теплее по сравнению с доиндустриальным уровнем, то есть средней температурой, измеренной в период с 1850 по 1900 год. Этот показатель близок к пределу в 1,5 °C, установленному Парижским соглашением по климату 2015 года, – ориентиру, который страны всего мира обязались не превышать.
– Но в 2024 году он всё-таки будет превзойдён, – уверен Джеймс Хансен, руководитель научной программы о климате Института Земли при Колумбийском университете (США). – Глобальная температура поднимется гораздо выше 1,5 °C уже к середине года. Потом, даже учитывая фазу тропического похолодания, она не опустится намного ниже этого показателя.
Долгое время учёные полагали, что для повышения глобальной температуры на 1,5 °C потребуются десятилетия. Вопреки этим прогнозам данные CCCS за 2023-й показали: каждый день года средняя температура по миру была как минимум на 1 градус выше доиндустриального уровня, а в каждом втором случае превышала 1,5 °C. В ноябре в течение двух дней мировой "градусник" и вовсе показал более 2 °C.
Согласно подсчётам NOAA, средний показатель за 2023 год "лишь" на 1,35 °C выше доиндустриального уровня. По мнению американских учёных, есть один шанс из трёх, что в 2024-м температура повысится ещё больше. Но с 99-процентной вероятностью можно утверждать: наступивший год войдёт в топ-5 самых тёплых за историю наблюдений.
Некоторые эксперты считают, что превышение порогового значения в 1,5 °C может привести к катастрофическим последствиям для окружающей среды, включая усиление штормов, сильные засухи, экстремальную жару и разрушительные наводнения. Тем самым возникнут небывалые проблемы для безопасности и благополучия людей.
Хансен, однако, придерживается более консервативной точки зрения.
– В глобальном потеплении на 1,5 °C нет ничего поразительного. Мы просто увидим чуть больше того, что уже наблюдали, – растущую тенденцию к экстремальным климатическим явлениям. С одной стороны, это более жаркие летние месяцы, засухи, пожары. С другой – более сильные шторма, осадки и наводнения, – заключает учёный.
5 вопросов о погоде
Джеймс Хансен, руководитель научной программы о климате Института Земли при Колумбийском университете
По вашим прогнозам, 2024-й станет самым жарким за всю историю наблюдений?
– Наверняка. Глобальная температура повышается из-за феномена Эль-Ниньо (природное явление, которое вызывает потепление экваториальных вод Тихого океана и оказывает значительное влияние на мировой климат. – Прим. ред.), а также в связи с беспрецедентным энергетическим дисбалансом планеты. Этот дисбаланс происходит, в частности, «благодаря» увеличению выбросов парниковых газов. Мы берём больше энергии от солнечного света, чем выделяем в космос в виде тепла.
Какие регионы мира в этом году будут наиболее уязвимы к экстремальным погодным явлениям?
– Это те места, которые изначально расположены в непростых климатических зонах, – тропиках и субтропиках. Речь об Индии и Юго-Восточной Азии. Хотя средние широты тоже уязвимы. В последние годы это познала на себе северо-западная часть Северной Америки. Но в целом трудно предположить, где конкретно произойдут аномалии в тот или иной год.
Какие превентивные меры могут принять власти, чтобы избежать разрушительных последствий?
– Вопросы изменения климата можно решить только с помощью политики, которая рассчитана на десятилетия. В этом отношении правительство США действует ужасно, оно не обращает внимания на долгосрочные проблемы.
А как насчёт обычных людей?
– Уже слишком поздно менять погоду в 2024-м. Мы застелили постель, и теперь нам придётся спать в ней. Но мы всё ещё можем повлиять на мир, в котором будут жить наши дети и внуки. И, конечно, надо оставаться благоразумным – например, не покупать дом в районе, подверженном наводнениям.
Если бы вы могли внести одно изменение в глобальную политику, которое повлияло бы на улучшение климата, что бы это было?
– Я ввёл бы плату за выбросы углерода. Надо брать деньги с компаний, работающих на ископаемом топливе, и равномерно распределять эти средства среди населения. Богатые потеряют в прибыли, но они могут себе это позволить. Конечно, цены на топливо и всё, что из него производится, поднимутся, но у 70 процентов обычных людей доходы вырастут. Рост платы за выбросы приведёт к постепенному отказу от использования ископаемого топлива в пользу экологически чистых источников энергии.