155 лет со дня рождения Горького: писатель и физиогномист рассказали о гении Серебряного века

К юбилею Алексея Пешкова (Максима Горького) Metro разбиралось в личности классика русской литературы для цикла "История лиц"

Мифы о Горьком

– Укоренилось мнение, будто Горький вышел из народа, но есть нюансы, – рассказывает Metro автор книги из серии ЖЗЛ о писателе Павел Басинский. – Он родился в мещанской семье, если быть точным по сословию – в цеховой, ремесленнической. Его дед возглавлял нижегородский цех, был одним из гласных в гордуме, влиятельным человеком. У него были красильные мастерские и два дома в Нижнем Новгороде. Но в какой-то момент в семье всё посыпалось, началась череда несчастий для мальчика, но он преодолевал трудности, закалял характер, проявлял волю.

Когда Горький стал сиротой, его и взял на попечение дед, но вскоре "отправил в люди" – не хотел содержать.

– Был период скитаний по стране, когда он много общался с босяками, – продолжает Басинский. – Это был Горький-романтик, Горький-ницшеанец, Горький-проповедник, поддерживавший культ сильной, яркой личности, в том числе преступной – вспомним "Челкаша". Он же любовался вором Челкашом. И тогда же Горький узнал Россию очень хорошо и глубоко изнутри. При этом ничего не окончил, кроме начальной нижегородской школы, и всю жизнь занимался самообразованием. К концу его жизни советские академики говорили, что Горький спокойно может общаться на самые учёные темы.

Как литератор Максим Горький дебютировал в 1892 году в тифлисской газете "Кавказ", где напечатали рассказ "Макар Чудра". А в 1898 году вышел первый сборник Горького, его рассказы и очерки, – и сенсационный успех. Как считает эксперт, тогда просто "пришло время" Горького – читателям хотелось "революционной романтики".

– Он стал связующим звеном в интеллигенции, которая была расколота, – подчеркнул Басинский. – Она обратила свой жадный взор на человека из народа – так его тогда воспринимали. Их интересовало, а что думает народ, вся эта огромная, молчащая крестьянская масса. Они думали, что в лице Горького эта масса что-то говорит. Но в его лице не она тогда говорила, а говорили, скорее, социальные низы. Кроме того, в первых произведениях Горького уже появились ницшеанские мотивы, новая для того времени европейская философия. Всё это как-то в нём соединялось и вызывало интерес.

Толстой и Максим Горький в Ясной Поляне. 1900 год
Шарандо / @ РИА "Новости"
Толстой и Максим Горький в Ясной Поляне. 1900 год

Новый прорыв Горького – пьеса "На дне", написанная в 1902 году. Московский художественный театр поставил по ней спектакль, в котором Сатина сыграл сам Станиславский. Также в постановке участвовали Иван Москвин и Мария Андреева.

– Он был необычайно талантлив, дарил литературе яркий стиль и "новое слово" – после Толстого и Чехова. Привлекал внимание не только литературой, но и активной общественной позицией, дружил с Роменом Ролланом, общался со Стефаном Цвейгом, Андре Жидом, Луи Арагоном, ведущими европейскими писателями, – говорит Басинский.

Горький увлёкся идеями социализма и вступил в партию большевиков, стал плотно общаться с Лениным, который дважды приезжал к нему на Капри. К нему ездили туда Бунин, Шаляпин, Андреев. А в 1913 году он вернулся в Россию.

– Горький выступал против мировой войны, занимал толстовскую позицию, – отмечает Басинский. – Принял Февральскую революцию, но не принял Октябрьскую – как и почти вся писательская интеллигенция. Снова оказался в вынужденной эмиграции. Но когда вернулся, ему мало уже было стать писателем. Горький хотел заниматься широкой культурной деятельностью, он был очень активным. Чего в нём не было, так это высокомерия к другим литераторам. Это единственный великий писатель, который любил читать других, а не только себя.

С точки зрения Басинского, о Горьком существует несколько мифов.

– Главный – что его убили Сталин и Ягода, – поясняет эксперт. – Я не разделяю этой версии, нет никаких доказательств. Между прочим, Ягода был вхож в семью Горького. Ещё миф – что Горький верно и преданно служил Сталину. Да, он писал и печатал статьи, в которых восхвалял вождя. Но тогда почти все писатели так делали. Отношения Горького со Сталиным были непростые. Он поддерживал антисталинскую оппозицию – Бухарина, Рыкова, Зиновьева, общался с ними. Сталину это не нравилось. Между ними возникали серьёзные разногласия.

Ворошилов и Сталин в кабинете советского писателя Максима Горького.
@РИА Новости
Ворошилов и Сталин в кабинете советского писателя Максима Горького.

По словам эксперта, Горький был очень разным в общении. На него сильно влияло то время, в котором он жил.

– Совсем ранний Горький был в соломенной шляпе, расписной рубахе, сапогах, – рассказывает Басинский. – Он мог быть грубоватым. В Петербурге, когда его чествовали писатели, он очень грубил, был резок. А вот Горький, уже поживший в Европе, вошедший в элиту, был другим. Сохранились портреты каприйского периода Горького – на них он хорошо одетый, изящный, аристократичный. Его рисовали многие великие художники – Серов, Корин, Бродский. На их портретах он всегда разный. Это очень сложная, пёстрая фигура. Говорят, он был первым советским писателем, но, по сути, Горький вернулся в СССР в 1933 году, а в 1936-м уже умер. Тем не менее за эти годы он многое сделал для советской литературы. И всё же он был больше фигурой Серебряного века. Это период, в котором было много умственных, философских, художественных течений. Бурное развитие театра Станиславского, российского кинематографа, дягилевского балета, живописи "Мир искусства". Появилось множество поэтических течений – символистов, акмеистов, имажинистов, футуристов. Горький воплотил в себе всю эту пестроту и был единственным человеком, способным общаться со всеми.

"Был волевой, мог припугнуть"

Физиогномист Екатерина Ванчинова согласилась для Metro проанализировать портрет Максима Горького (снимок сделан в 1903 году), не зная, что это он. Мы выслали ей "фрагменты" лица русского классика литературы, по которым она давала возможные характеристики.

По фрагментам лица, заимствованным из этой фотографии, физиогномист составила портрет Горького.
@ РИА Новости
По фрагментам лица, заимствованным из этой фотографии, физиогномист составила портрет Горького.

– Судя по лбу, это был человек творческий, волевой, мог надавить, даже припугнуть, но при этом осторожный, просчитывал разные варианты событий, чтобы в случае необходимости прикрыть свой тыл. Есть вероятность, что вёл себя не очень сдержанно. Возможно, был музыкальный слух. Умел "слышать" людей, чтобы находить в них слабые места. После 30 лет предпочитал действовать, а не размышлять. Расстояние от бровей до линии роста волос говорит о том, что его духовный мир по каким-то причинам сузился, стало меньше пространственных размышлений, зато он начал больше действовать. То, что у него на фото ярко выраженные межбровные вертикальные складки, говорит, что он мог давить на людей.

Далее мы предложили эксперту оценить глаза Горького.

– Изначально он был оптимистом, но стал реалистом, – анализирует физиогномист. – Обычно надеялся на лучшее, но заранее просчитывал все варианты, в том числе худшие. Об этом говорят уголки глаз – с правой стороны уголок чуть приподнят от горизонтали. Это человек, который был открыт к новой информации, мог ею делиться. Любил командовать. Были проблемы с желудком, "проседали" функции печени. Вероятно, у него было развито стратегическое мышление. Изначально это был дальновидный человек, однако на фото глубина посадки глаз говорит о том, что на момент съёмки он жил "здесь и сейчас".

Оценивая нос, Ванчинова отметила, что человек на фотографии – волевой, но с признаками нестабильности психики.

– Присутствует внутренний раскол души. Это человек, который может быть вечно чем-то недоволен. Искривление носа указывает на кривой позвоночный столб, а значит, могли быть перепады давления.

Ознакомившись с тем, как выглядит рот Горького, эксперт предположила, что человек был холодным – из-за прямой межгубной линии.

– При этом умел взаимодействовать с разными классами людей. Легко мог вести разговоры на самом разном уровне. В диалогах ему легко давалась роль "свой среди чужих". Об этом говорит бугорок на нижней губе.

Эксперт подчеркнула, что об эмоциональности и нестабильности Горького свидетельствуют три параметра – нервная линия роста волос, недостаточно очерченные крылья носа и двойственность на тонком уровне (человек сам с собой в конфликте).

– Общее впечатление – это уставший человек – не в моменте, а на глобальном уровне. В первую очередь он устал от самого себя, от своих внутренних метаний.

Екатерина резюмировала, что все признаки взаимодействуют друг с другом, – нельзя, например, точно сказать, что человек холодный, только по одному признаку. По её словам, на лице у человека есть более 100 разных признаков и все они связаны друг с другом.

Горький (Пешков 1868–1936), русский писатель, драматург на Красной площади в Москве. 1930 г.
Дмитрий Дебабов / @РИА "Новости"
Горький (Пешков 1868–1936), русский писатель, драматург на Красной площади в Москве. 1930 г.

Читайте также: