Его страница в соцсетях не похожа на страницу обычного подростка. Вместо картинок из аниме, снимков с друзьями и селфи в ночных клубах у 15-летнего Игоря Петрушко на странице изображения командно-штабных машин, систем РЭБ (радиоэлектронной борьбы) и передатчиков.
Парень с детства увлекается радиоделом. По его словам, всё дело в генах.
– У меня прадедушки, прабабушки на войне были связистами, поэтому это, наверное, так и передалось, – признаётся он Metro.
Сейчас это увлечение переросло в серьёзное занятие, а его арсеналу средств позавидует самый искушённый радиолюбитель.
– Я использую различное оборудование: военное, гражданское, любительские радиостанции, как отечественные, так и японские. У меня есть списанная военная советская техника. Она свободно продаётся на гражданке. Что-то купил сам, где-то помогли родители. Цена оборудования разная – от 5 до 150 тысяч рублей. Но, например, советские радиостанции относительно простые в среднем стоят по 10 тысяч.
Человек, далёкий от темы, может подумать, что речь идёт о чём-то вроде раций или передатчиков размером максимум с чемоданчик. Но в распоряжении Игоря находится очень серьёзная техника, в том числе передвижная, с антеннами в несколько метров. Неудивительно, что такое оборудование помогает ему подключаться к разным частотам, обычно недоступным для простых людей.
– Мы с друзьями регулярно слышим других радиолюбителей, военных тоже, – рассказывает Игорь.
Недавно ему удалось установить сеанс связи с Международной космической станцией:
– Я использовал трансивер – японский передатчик FT-857. Сеанс шёл на ультракоротких волнах. Как я понял, что принял сигнал с МКС? В эфире был назван их позывной – "Радио-Сергей-ноль-Сергей-Сергей". Мы заранее знали частоту и время, где будет проходить сигнал связи. У МКС покрытие достаточно большое – более 1000 километров, если смотреть на Землю. Нам не мешало ничего, кроме воздуха.
Сеанс был односторонний: Игорь слышал, о чём говорили космонавты – они отвечали на вопросы школьников с Земли, – но они его не слышали.
– Что конкретно спрашивали школьники, я не слышал, но, судя по ответам космонавтов, это были обычные вопросы: чем они занимаются на орбите, как поживают, что делают.
У нас нет понятия "словить волну". Мы говорим "поймать частоту". Или "работать в нужном диапазоне". Игорь Петрушко, радиолюбитель
– Когда шёл сеанс, я ничего особенного не чувствовал. Это не первый раз, когда мы слышали МКС. Для обычного человека это интересно, но для радиолюбителя – это обыденность. Сложности никакой нет, если вы радиолюбитель, знакомы с антеннами и другими передающими устройствами. Это происходит на разрешённых радиолюбительских частотах и оговаривается заранее. Все, кому это интересно, это знают.
Сейчас Игорь первый год учится в Первом Московском кадетском корпусе и планирует в будущем пойти по семейным стопам.
– В будущем думаю идти в связь по военной линии, – говорит подросток. – С этим и планирую связать свою судьбу.