На этих кадрах мы видим центр Москвы, постепенно приходящей в себя после Гражданской войны и эпохи военного коммунизма. Очень скромный быт, просто одетые жители, но уже на улицах продают воздушные шары и боржоми, рядом со старыми вывесками появляются новые – советские, извозчиков обгоняют мотоциклы и автобусы.
– Первая мировая война, Гражданская, военный коммунизм внесли неизбежные и кардинальные изменения в жизнь горожан и сильно ударили по хозяйству страны, – рассказывает Metro Юрий Быкадоров, заведующий отделом экспозиционно-мемориального отдела "Пресня" Музея современной истории России. – Более десяти лет, вплоть до 1930-х, всё приходилось выстраивать заново: экономику, общественную инфраструктуру, быт горожан. Происходило "обнуление", чтобы с чистого листа создать новое государство.
Крестьяне у "Метрополя"
В самом центре города, на Театральной площади, мы видим развёрнутую крестьянами уличную торговлю. Через несколько лет подобного уже будет даже не представить – с 1929 года начнётся массовая коллективизация.
1. – Приток крестьян в Москву начался ещё в 1861 году после отмены крепостного права, – объясняет Юрий Быкадоров. – Москва получила рабочую силу, что способствовало бурному росту производств и фабрик. И эта тенденция сохранилась в советское время.
2. – Пересекает площадь английский автобус "Лейланд", – рассказывает Дмитрий Фёдоров, научный сотрудник Музея транспорта Москвы. – Он вмещал около 30 пассажиров, но в салон набивалось гораздо больше народу. В 1925 году Москва закупила 16 английских автобусов, а позже и модели из Германии, Франции и США.
Город говорит по-новому
Над улицей растянуты баннеры – на первом афиша спектакля "Десять дней, которые потрясли мир" по книге американского журналиста Джона Рида об Октябрьской революции. Рядом на таком же баннере рекламируются вина Армении.
2. – Вывески на Кузнецком – это приметы НЭПа или отголоски ещё Российской империи, – говорит Юрий Быкадоров. – Но тогда уже появляются филиалы госфабрик, а рекламу товаров начинают создавать художники-авангардисты и поэты. Постепенно формируется единое информационное пространство. Из рекламы, вывесок и плакатов уходит коммерческая составляющая. Город как бы ведёт постоянный диалог с жителями.
Лошади и мотоциклы
В 1920–30-е гг. на улицах органично сосуществовали и извозчики, и трамваи, и автобусы.
1. – На грузовом гужевом транспорте перевозили всё что угодно: от продовольствия до строительных материалов, – пояснил Дмитрий Фёдоров. – Для пассажиров предусматривался складной верх экипажа и фартуки от грязи и пыли. Отменены были извозчики только в 1939 году.
2. – Скорее всего, на фото мотоцикл марки "Харли-Дэвидсон". Они были распространены в 1920–30-е и стоили дешевле автомобиля. На них ездила милиция, но во времена НЭПа можно было приобрести и в личное пользование.
На чём поедем и что поедим?
1. На Театральной площади в конце 1920-х находилось трамвайное кольцо.
– Это трамвай серии Ф дореволюционнной постройки, капитально отремонтированный в 1920-х годах на СВАРЗе (Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод), – приглядевшись, узнаёт Дмитрий Фёдоров. – Вагоны шумные, тряские, без отопления и механического привода дверей, а лавки-сиденья были деревянные.
2. – Автомобили в СССР вплоть до начала 1930-х годов были преимущественно импортные. Либо дореволюционного производства, либо приобретённые уже в советское время, – поясняет эксперт. – На этом кадре легковые машины модели "Форд-А" (либо советский аналог ГАЗ-А), такси марки "Рено". В подавляющем большинстве они были государственной собственностью, и на ночь их ставили в гаражах. А для краткосрочной парковки на улицах в те времена особых правил не существовало.
3. В здании гостиницы "Метрополь" работала столовая "Красное Замоскворечье". Вместо буржуазного слова "ресторан" заведения общепита назывались "образцовые столовые МОСПО". В одно из таких заведений общепита ходил герой романа "12 стульев" Ильфа и Петрова Киса Воробьянинов.
Однако, – пробормотал он, – телячьи котлеты – два двадцать пять, филе – два двадцать пять, водка – пять рублей». Ипполит Матвеевич решает заказать сосиски по рублю двадцать пять и бутылку водки с огурчиками по пятаку. Илья Ильф, Евгений Петров "12 стульев"
Скромно, но со вкусом
В том, как одеты москвичи, ещё ощущается влияние НЭПа, которому осталось года три-четыре.
– На улицах всё ещё немало тех, кого называли тогда нэпманами. На мужчинах одеты повседневные деловые костюмы – брючные тройки, рабочие блузы с брюками, косоворотки, на головах – фетровые шляпы, кепи и форменные фуражки. Довольно стандартный уличный дневной стиль одежды, – говорит Ольга Хорошилова, искусствовед, автор книг по истории моды Российской империи и советской моды 1920-х годов. – Рубашки с поясами носили в основном мелкие служащие и рабочие. В какой-то степени это был отголосок крестьянского костюма. Однако такую одежду носили иногда и художники, и бывшие нижние чины армии, и творческая интеллигенция.
1. – Кое-кто из женщин – в платьях с заниженной линией талии, модных в то время. Стильной можно было оставаться благодаря труду портних, которые тогда принимали частные заказы. Кое-что можно было приобрести в модных лавках. К тому же в Москве на Петровке работало "Ателье мод", предлагавшее модные новинки дамам, которые могли себе позволить эти вещи – цены всё-таки были отнюдь не низкими.
2. – У многих дам на снимке – шляпы-клош, модные тогда, — обращает внимание искусствовед. – Женщины носили укороченные стрижки в стиле "боб" или завивались горячими щипцами.
Церквей здесь больше нет, и Пушкин смотрит не туда
1. Пушкин работы скульптора Александра Опекушина тогда стоял на другой стороне площади, в 1931 году получившей его имя. В 1950 году, по указу Иосифа Сталина, памятник поэта перенесли на противоположную сторону
2. В 1930 году в Страстном монастыре работал антирелигиозный музей Союза безбожников СССР. При реконструкции Тверской улицы в 1937 году ансамбль монастыря полностью снесли.
– С конца 1920-х религиозность выдавливалась из повседневности, – напоминает Юрий Быкадоров. – в 1929 году запретили рождественские традиции и новогодние ёлки. В 1930-е массово сносили храмы по всей Москве.
3. Рядом с монастырём здание газеты "Известия" в стиле конструктивизма. Оно было построено к 10-летию Октябрьской революции. Надпись "Известия", которая венчала в те годы этот дом, была восстановлена при реконструкции в 2013 году.