Пила поёт с барабаном: интервью с участниками дуэта "Поющая сталь"

Артисты дуэта "Поющая сталь" не остаются без внимания публики – играют на инструментах из стали (карибском барабане и "поющей" пиле)
Пила поёт с барабаном: интервью с участниками дуэта "Поющая сталь"
предоставлено пресс-службой Московского метрополитена
Репертуар у дуэта разный – от «Времён года» Антонио Вивальди до нестареющих хитов The Beatles

– Люди часто говорят нам – "это ни на что не похоже", – рассказывает Metro участница дуэта "Поющая сталь" Ирина Сидорова. – Конечно, это не поп-музыка, она на своего слушателя.

Ирина играет на стальном карибском барабане, привезённом из немецкой музыкальной школы в Дортмунде. Его звуки напоминают ксилофон.

– Изначально их делали из бочек из-под нефти на Карибских островах. Молотом на них выдалбливали свое­образные лепестки-ноты, которые выдавали разное звучание, – объясняет Ирина. – И если сначала на них играли афро-карибскую музыку, то мы играем и джаз, и классику и даже "калинку"!

Уникальность инструмента – в оригинальном тембре звука, совмещающем звучание духовых и органных инструментов, а также колокольчиков. Играют на необычном барабане палочками с резиновыми наконечниками. А сам он имеет непривычную форму – вогнутую, словно стальная кастрюля.

– Увлечение игрой на необычных инструментах у меня началось ещё в 3–4 года. Бабушка рассказывала: "Прихожу домой, а она стучит толкушками по железным кастрюлям!", – смеётся Ирина. – Наверно, тяга к музыке у меня от отца. Он хорошо играл на баяне и гитаре.

Вместе с Ириной Сидоровой в дуэте "Поющая сталь" выступает рекордсмен России по игре на музыкальной пиле Сергей Вяткин.

– В отличие от струнных инструментов, аккорды на пилах не зажимаются. Звучание нот возникает благодаря наклону инструмента в разные стороны. Чем сильнее изгиб, тем выше нота, – поясняет музыкант. – Играют на гладкой стороне пилы смычком из конского волоса. По зубьям нельзя – порвётся! Звук получается объёмный, похожий на человеческий голос.

По словам Сергея, музыкальные пилы были популярны в 1960-х. На Алтае, откуда он родом, их и вовсе не было. Поэтому осваивать игру пришлось самостоятельно, на обычных пилах.

Артисты познакомились случайно – в сквере у памятника Пушкину на Арбате. Тогда, разговорившись, и решили объединить своё творчество – пробовали играть вместе с "минусовкой", а позже под ритм. Затем вместе отправились в путешествие по Германии, где игра на непривычных музыкальных инструментах и сегодня довольно популярна.  

– Кстати, мы первые, кто сыграл с камерным оркестром Kremlin Михаила Рахлевского, – отмечает Ирина. – Они совмещали классику с необычными инструментами.

Посмотреть расписание выступлений коллектива и других участников "Музыки в метро" можно на сайте проекта music.mosmetro.ru.